Возрастные особенности привлечения внимания детей
Младший школьный возраст:
· концентрация внимания от 10-15 минут в первом классе до 25-30 к концу начальной школы, затем внимание рассеивается. Внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Подростковый возраст:
· концентрация внимания примерно 25-30 минут, но возможно удержание до 1 часа.
Старший юношеский возраст и далее:
· внимание может удерживаться в течение часа, в отдельных случаях дольше, но необходимо делать перерывы.
Нарушения внимания:
O Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
O Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
O Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
O Инертность – малая подвижность внимания.
Если слишком непоседливые дети отвлекаются сами и отвлекают других, есть несколько способов понизить их гиперактивность:
1. Предложить пойти умыться и «смыть» с себя шумливость, усталость. Провести руками по лицу.
2. Начать говорить шепотом.
3. Если слишком активно ведет себя обычно спокойный ребенок, подумать, чего ему не хватает: может быть стоит подойти и обнять его?
4. Подойти и обнять, положить руки на плечи.
Если дети устали, попробуйте:
1. Переключиться на другую деятельность.
2. Поиграть.
3. Предложить упражнение на релаксацию.
4. Поменять пространство (например, садимся на пол).
Если на занятии возникла нерабочая обстановка, шум:
1. См. все устали.
2. Использовать специальный знак (поднятая ладонь, нарисованный восклицательный знак и т.п.).
3. «Я считаю до трех, и мы продолжаем работать».
Привлечение внимания.
Зависит в основном от внешних характеристик учебного материала.
1. При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно.
2. Фактор новизны.
3. Фактор неполного представления содержания, недосказанности.
4. Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.
5. Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным.
Игры на развитие внимания
1. Посмотри, что изменилось.
2. Море волнуется.
3. Считаем предметы определенной формы в комнате.
4. Колечко (охота на тигров).
5. Пишущая машинка.
6. Прием «Говори!».